Северный духовный путь: кто занимается благотворительностью в Карелии

Фонд "Северный духовный путь" существует уже семь лет. За годы работы он взял под крыло немало общественно значимых проектов, среди которых — реставрация Успенской церкви в Кондопоге и восстановление Никольского храма в Салми. Сейчас фонд проводит сбор средств на установку памятника крестителю карелов в Сортавале. О том, как "Северный духовный путь" помогает сохранять историческое наследие Карелии, в нашем интервью с его директором Александром Лысенковским.

Александр Лысенковский — бизнесмен и президент Торгово-промышленной палаты Карелии. Благотворительностью он начал заниматься давно, а в 2017 году стал одним из учредителей и директором благотворительного фонда «Северный духовный путь». На сегодня, помимо Александра, учредителем фонда также является меценат Илья Аристов. Он постоянно проживает в Москве, но для Карелии, отмечает директор фонда, делает очень много. За техническую работу организации — переговоры, составление графиков и контроль сроков, — отвечает заместитель директора Елена Воронова. Она активно занимается каждым проектом, добавляет Александр Лысенковский.

За время существования «Северный духовный путь» реализовал множество проектов по сохранению объектов культурно-исторического наследия республики. Это, в частности, восстановление сгоревшей Успенской церкви в Кондопоге, установка Часовни иконы Богоматери «Отрада и утешение» на месте гибели детей в Сямозеро, реставрация Никольского храма в Салми и другие. В настоящее время фонд занимается воссозданием часовни Митрофана Воронежского в Питкярантском районе, а также проводит сбор средств на установку памятника великому князю Ярославу Всеволодовичу в Сортавале. Скульптура появится в городе к 2027-году, когда будет отмечаться 800-летие крещения карелов.

Сгоревшая Успенская церковь. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Северный духовный путь

Восстановление Успенской церкви. Фото: с личной Александра Лысенковского

Северный духовный путь

Восстановление Успенской церкви. Фото: с личной Александра Лысенковского

Северный духовный путь

Часовня на берегу Сямозеро. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Северный духовный путь

Реконструкуция Никольского храма в Салми. Фото: благотворительный фонд «Северный духовный путь»

Северный духовный путь

Часовню в честь воронежского чудотворца заложили в Питкярантском районе в День Карелии. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Северный духовный путь

Часовню в честь воронежского чудотворца заложили в Питкярантском районе в День Карелии. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Северный духовный путь

Памятник князю Ярославу в Сортавале. Фото: страница Артура Парфенчикова в «ВК»

Помимо православного направления, фонд работает в области культуры и спорта. Он является одним из соорганизаторов фестиваля Ruskeala Symphony, на постоянной основе сотрудничает с Музыкальным театром Карелии и помогает проводить фестиваль Opera Vita.

Еще одна поддержанная инициатива — создание памятника паровой машине в Петрозаводске. Малоизвестный факт, что в 1789 году на Александровском заводе была изготовлена первая в России паровая машина производственного назначения. Сейчас проект находится в начале реализации, о точных сроках говорить пока рано. Планируется, что монумент разместят на месте бывшего ОТЗ, в бульваре жилого комплекса «Александровский».

Северный духовный путь

Проект памятника паровой машине в Петрозаводске. Фото предоставлено Александром Лысенковским

Северный духовный путь

Проект памятника паровой машине в Петрозаводске. Фото предоставлено Александром Лысенковским

Северный духовный путь

Фонд также взаимодействует с региональными Федерацией зимнего плавания, Федерацией регби и Федерацией самбо. Последнюю Александр Лысенковский возглавляет сам.

Сейчас, по словам директора «Северного духовного пути», деятельность фонда сосредоточена на помощи участникам СВО.

«Мы работаем сами и занимается общественными проектами. На каждый такой общественный проект мы открываем отдельный счет, который находится под постоянным контролем либо Попечительского совета, либо объединения, с которым мы сотрудничаем. Распределение средств с этого счета происходит только по решению Попечительского совета, например, как в ситуации с Успенской церковью. Его сопредседателями являются глава Карелии Артур Парфенчиков, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин и наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий. Мы постоянно отчитываемся о поступающих средствах и тратах, которые собираемся осуществить. Попечительский совет рассматривает все необходимые документы, которые обосновывают эти траты, и принимает решение. Без него мы ни одного рубля не можем потратить, — поясняет директор фонда. — Есть проекты не столь крупные, там существуют кураторы счетов. Это, как правило, независимые люди, никак не связанные с фондом. В этом случае мы распоряжаемся деньгами только по решению кураторов. Открывая счета для общественных и политических организаций, фонд не занимается сбором денег на эти счета, это делают сами организации, и не несет ответственность за методы и технологии сбора средств. Сейчас у нас 10 счетов, один из них текущий, по нему мы проводим те частные проекты, которые инициируются самими учредителями».

По закону о благотворительности, любой фонд имеет право расходовать до 20% поступивших на счет средств на свои нужды. Это могут быть зарплаты для сотрудников или какие-то амдинистративно-хозяйственные расходы. В «Северном духовном пути», подчеркивает директор, все подобные траты берут на себя учредители.

Северный духовный путь

Александр Лысенковский. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«С общественных проектов на содержание фонда не уходит ни копейки. Состояние счетов постоянно проверяется Попечительским и Наблюдательным советами. Мы всегда готовы отчитаться за каждый потраченный рубль», — добавляет он.

Ежегодно «Северный духовный путь» отчитывается перед Минюстом РФ, его проверяют Попечительский совет, общественные объединения и депутаты. Если у жертвователей возникнут сомнения, дошел ли их платеж, то они могут обратиться в фонд напрямую. Своих благотворителей организация без их согласия не озвучивает. Многие из меценатов хотят помогать анонимно. В сборах участвуют люди от Калининграда до Дальнего Востока — так было, например, с Успенской церковью.

Покупку материалов и поиск подрядчиков «Северный духовный путь» проводит сам. Так, для реставрации внутреннего убранства Успенской церкви фонд совместно с Управлением по охране объектов культурного наследия Карелии отобрали трех претендентов на проектирование: Академию А.Л. Штиглица, Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Академию художеств Санкт-Петербурга.

Северный духовный путь

Фото предоставлено благотворительным фондом «Северный духовный путь»

«Со специалистами Управления мы выезжали во все учреждения и проводили переговоры, — поясняет Александр Лысенковский. — В итоге для создания проекта реставрации икон выбрали Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Проект утвердили на культурном и Попечительском совете, после этого мы подписали с университетом договор на создание проекта. Мы все делаем, опираясь на специалистов в той области, которой занимаемся».

Работа с проектами, подчеркивает директор фонда, дает возможность больше узнать о родной Карелии, а иногда и вовсе открыть ее заново. Нужно сохранять существующие культурные памятники и создавать новые, добавляет Александр Лысенковский, чтобы увековечить важнейшие вехи в истории республики.

Источник: ИА "Республика"