Персональная машина времени или воспоминания о прошлом

Чаще всего наша персональная машина времени запускается, благодаря запахам или музыке, но у нее короткий маршрут – воспоминания. А еще, когда заходишь в музей, смотришь театральную постановку, фильм. Иногда даже памятник может отправить нас на пару веков в прошлое. И все-таки особое место среди таких «машин времени» занимают памятники архитектуры, особенно храмы.

И меня всегда удивляют люди, у которых только один вопрос возникает на эту тему: «Зачем тратить деньги на эту рухлядь?» А ведь многие испокон веков вкладывают собственные средства в фонды восстановления того, что, казалось бы, невозможно вернуть к жизни. Помните Париж, 16 апреля 2019 года: еще полыхает Нотр-Дам, а люди со всего мира уже торопятся собрать деньги на восстановление. Зачем?!

Зачем священники и обычные люди кладут годы своей жизни на строительство или восстановление храма в селе, деревне, на острове? В современной России немало историй и о том, как в подобные проекты огромные средства вкладывают состоятельные бизнесмены. И у каждого в душе своя история. У критиков такой истории нет, но им почему-то есть дело до чужих денег, которые «все равно украдут», которые «лучше потратить на решение наболевших проблем» и т.п.

Все помнят душевную советскую комедию «По семейным обстоятельствам», где мудрая маман советует сыну-художнику рисовать старый город, который пойдет под снос: «На память каждый захочет иметь то, чего уже нет» – говорит она.

Почему нам хочется увидеть то, чего уже нет, заглянуть туда, где мы когда-то гуляли или даже никогда не были?! Вопрос философский, наверное. Однако, когда идешь по Питеру и видишь на большом перекрестке действующую часовню, это не просто удивляет, а хочется войти, узнать, как она здесь оказалась. Понятно, что ее не вчера на таком месте возвели. А значит – у нее есть богатая история, значит – можно еще раз оказаться в «машине времени».

Может быть, поэтому добровольцы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» едут к нам в Карелию помогать восстанавливать «неудобное наследие» – деревянные храмы. Каждый из них уникален, потому что строился не по типовому проекту и порой даже без чертежей. Кто-то скажет, что все это может быть интересно только историкам и архитекторам. Но это же неправда! Ведь, отправляясь в туристическое путешествие, мы платим за экскурсии, главная составляющая которых – дела давно минувших дней.

А в истории, которая есть у каждого храма, можно найти много интересного. Храм всегда служил так называемой доминантой в селе и в городе, создавая их неповторимый образ. Поднимаясь над домами, он всегда был в поле зрения и в сердце человека. Колокольные звоны разделяли сутки на отрезки времени, отведенные для определенных дел. Человек прислушивался к ним так же привычно, как сегодня мы контролируем свой день по часам. И все главные события своей жизни люди освящали в храме. Поэтому церкви восстанавливали всем миром – людьми разного сословия, достатка и разных национальностей.

Яркой иллюстрацией того, насколько человек нуждается в таких культовых сооружениях, может послужить длинная история церквей поселка Салми. С тех пор, как в 1826 году было полностью завершено строительство каменной Никольской церкви на средства графини Анны Орловой, прошло почти 200 лет. За это время церковь много раз ремонтировали, строили новые, и большинство работ проводилось на пожертвования. Только в XIX веке на Никольской трижды обновляли колокола, отремонтировали крышу и притвор, сделали новые ворота и надстройку на колокольне, отреставрировали основной храм и алтарь. В начале XX века выложили печи, чтобы церковь действовала круглый год, провели электричество, которое обещали оплачивать салминские купцы Хозяиновы, обновили иконостас и дорогу к храму. Впоследствии сын одного из четырех братьев – Василий Хозяинов стал покровителем и старостой Никольской церкви. А в 1935 году власти Финляндии провели масштабную реставрацию: установили теплоцентраль с приборами парового отопления, обновили иконостас, сделали церковь более светлой, воздушной.

Во время Зимней войны здание Никольской церкви было повреждено, но в 1944 году жители Салми, как смогли, отремонтировали храм и восполнили часть утвари. Но Великая Отечественная война не обошла церковь на высоком холме, и здание снова получило серьезные повреждения, а время довершило разрушение. Последний раз ее пытались ремонтировать в 1990-х годах, но восстановить каменный храм жителям поселка было уже не под силу, поэтому в 2001-ом решили с помощью религиозных и общественных организаций Финляндии построить небольшую деревянную церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 2005 году она была освящена, но через год сгорела. В 2009 году прихожане всем миром начали строить церковь заново. Проект доработали, серьезную финансовую помощь выделили предприниматели, сруб храма подняли рабочие из Гатчины, крышу сделала бригада из Кондопоги, отделочные работы – бригада из Питкяранты. И в феврале 2013 года было совершено малое освящение храма. А в 2019 году все-таки началась масштабная работа по восстановлению Никольской церкви. Вот такая непрерывная двухвековая история храмов в одном только поселке.

Политические события, переделы границ, межнациональные распри – все покроет песок времени. Останется только результат созидательной деятельности человека и памятники, которые удалось сохранить для будущих поколений. Поэтому сегодня в Салми на руинах каменной Никольской церкви, на пожертвования, которые привлекает Благотворительный фонд «Северный духовный путь», уже завершились все консервационные работы. Они помогут сберечь сохранившиеся элементы исторического здания. Очень важно, что Музей финляндской православной церкви «RIISA» сохранил несколько икон и фотографий этого храма, которые будут использованы при восстановлении. Помогает возрождению церкви и занимается поиском архивной информации сотрудник музея Илона Пелгонен.

Благотворительный фонд «Северный духовный путь» разрабатывает следующий этап реконструкции памятника архитектуры XIX века. В XXI веке особенности его строения изучаются уже с помощью компьютерных технологий. Может, еще через 200 лет эти технологии будут уже просто встроены в нашу голову, а человек будущего просто не сможет представить, как можно было строить церкви вручную. Но, как и мы, будет исследовать, сравнивать прошлое с настоящим, чтобы понять что-то главное, воспринять лучшее и сохранить его для следующих поколений, потому что не должно быть руин там, где была красота! А еще потому, что храм всегда стоит за порогом обыкновенного, а человек всегда хочет заглянуть за границы физического существования.

Автор: Лариса Красавцева